Пятница, 26.04.2024, 09:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2021 » Июнь » 5 » Меря между Москвой и Казанью. Ситуация в XV-XVI веках.
13:56
Меря между Москвой и Казанью. Ситуация в XV-XVI веках.


Этнополитическая ситуация в Верхневолжском и Волго-Вятском регионах
в конце XV
века. (Кликнуть для увеличения).

В этом материале кохомского историка Василия Малышева пойдет речь об этнополитической ситуации в Верхневолжском и Волго-Вятском регионах в конце XV века. Военном и этно-культурном давлении В.К. Московского на соседей, постмерянские субэтносы того времени и об появлении "тайного" офенского языка, являвшегося совоеобразным культурным ответом представителей верхневолжской русско-мерянской культуры на гегемонию Москвы.

Гегемония Москвы.

Последняя треть XV века характеризуется нарастающей гегемонией Москвы на всём русско-мерянском пространстве Верхневолжья и усилением промосковских элит как основы для дальнейшего "имперского" пути развития Московского государства. В 1450-х годах, со сломом мерянской этнической базы в Галич-Мерьском княжестве (Шемякины войны), настал черёд для "переформатирования" и "старорусских" княжеств Верхневолжья.

Буквально через несколько лет потеряли остатки самостоятельности Нижний Новгород и Суздаль. В 1460-х годах Ростов и Ярославль попали в зависимость от Москвы, а в 1470-х были присоединены к московским владениям. Усиление Москвы в этот период обусловлено отходом московской династии Даниловичей от традиционного покровительствования местным постплеменным элитам и включением в состав московской аристократии множества представителей инокультурных и иноэтничных элит из южнорусских земель, "из литвы", из татар, - голодных и жестоких к местным автохтонам. Разоряющая наши северные сёла "литовская орда" - яркий образ северных былин, отразивший этно-политическую обстановку в рассматриваемый период.


Галич-Мерьское княжество и его соседи в середине XIV века.
(Кликнуть для увеличения)

Часть земель на восточных окраинах Нижегородского и Галич-Мерьского княжеств (История Галича Мерьского и Галичской земли), населённых восточными мерянами, не приняла власть Москвы и вошла в союз с ветлужскими марийцами. Спор шёл за Галич-Мерьский и Кострому. Противостояние нарастало и разразилось в итоге ожесточённой Трехлетней войной (1467 - 1469). Московские отряды огнём и мечом прошлись по Унже и Ветлуге. Отразив угрозу на мерянском направлении, московиты решили нанести удар по главному для них оппоненту - по Казани. Итог войны оказался неоднозначным: заволжских мерян Москва потеснила, но вот доступ на Вятку казанцы ей перекрыли.

Так или иначе, но Москва почувствовала в себе силу, способную на дальнейшие завоевания. В 1471 году покусилась на сам Великий Новгород. И походя присоединила Ярославль. В 1474 году присоединила западную (наиболее мерянскую) часть Ростовского княжества (восточная часть была подчинена ранее). В 1478 году Великий Новгород был повержен. В том же году произошёл конфликт Москвы с Казанью из-за Вятки, в результате которого казанцы потеряли на неё влияние.

В 1484 году московитам удалось поставить на Казанский престол своего ставленника. Продержался тот всего пару лет. Тогда в 1487 году Москва организовала новый поход, взяла Казань и вновь посадила на трон того же своего ставленника. На этот раз он продержался три года. Его сместил сибирский хан. Он оказался, однако, не лучше, и казанцы сами выпросили у московского князя себе ханом братца прежнего московского ставленника. Казань на некоторое время сделалась вассалом Москвы.

Естественно предположить, что в эти годы мерянские общества Унжи, прежде непримиримые, вынуждены были признать главенство Москвы. Впрочем, власть Москвы не была здесь абсолютной, а могла выражаться во взимании таможенных сборов и свободном хождении русских судов по Унже. Во всяком случае, подчинение не могло произойти "автоматически", только по факту вассалитета Казани в отношении Москвы. Так, более лояльная к Москве Вятка была подчинена той только в 1489 году, да и то "в общем и в целом". Тем не менее, в это время усилился поток мерянских переселенцев с Унжи на Ветлугу, - подальше от "гегемона".

Ассимиляция.

Ассимиляция мерян Верхневолжья под воздействием ряда неблагоприятных для жизни и хозяйствования обстоятельств в этот период ускорилась. Часть мерян Верхневолжья покидала родные земли и вместе с унженскими уходила на Ветлугу в Меровию. Оставшиеся входили в общение с русскими поселенцами, что через два - три поколения приводило к частичному обрусению. И всё же, процесс не был однонаправленным. В течение XI - XIV веков на Верхневолжье, вокруг городов, на новгородской и мерянской подоснове сложился особый "старорусский" этнос с бытованием в его среде как славянских, так и мерянских элементов культуры. Наиболее яркий пример этого - наличие у жителей Верхневолжья в XV - XVI веках двойных и тройных имен: славянское, мерянское и христианское.


Н.А. Кошелев. Офеня-коробейник 1865.

Офен, Елтон, Галивон елман, Жгон.

Ассимилируемые меряне в большинстве вливались в этот "старорусский" этнос. Но, с подчинением его центров (Ростов, Ярославль) Москве, этнос этот перестает быть самостоятельным, и с конца XV века его стоит рассматривать как субэтнос московитского русскоязычного народа. Представители московской администрации и их соглядатаи появились повсюду. И местным, как этническим мерянам, так и верхневолжским "старым" русским стало невмоготу. Выход нашёлся в формировании своего "тайного" языка на основе мерянских, редких старославянских, а так же греческих слов. Имперской по сути унификации было противопоставлено культурно-языковое творчество масс.

Первым появился язык суздальских торговцев Офен. Именно в Суздаль и его окрестности после его подчинения Москве были направлены беженцы из павшего Константинополя, зачастую - люди не бедные, купцы. Приказчиками к ним и торговцами в разнос поступали местные, как "старые русские" - суздальцы, так и меряне из окрестных деревень. На то, что деревни под Суздалем довольно долго держались этнической "старины", указывают свидетельства европейских путешественников XVI века. К тому времени, за столетие, они уже обрусели, но степень их "русскости" была под сильным вопросом. Обучившийся русскому в Москве, иностранец до Суздаля ещё как-то мог объясниться с местными содержателями постоялых дворов вдоль Стромынки, но сразу за Суздалем ему пришлось прибегнуть к помощи толмача.

Офен был первым. А потом появятся Елтон, Галивон елман, Жгон, а в итоге - ещё пол сотни "тайных" языков на основе офенского, которые каждодневно помогали выжить и заработать простым людям.

Вместе с тем, в ряде местностей, где при старом порядке возле княжеских центров в качестве рыбалей и бортников процветали обширные мерянские общества, в конце XV века московская администрация закрепила за учреждаемыми станами названия Чуцких и Мерских. Просто признала очевидное. И эти названия сохранялись в течение XVI - XIX веков! Пока последние меряне здесь не обрусели, названия не трогали. Кроме того, ряд местностей северного Заволжья с мерянскими названиями долгое время оставался ясачным и частновладельческим, что обеспечивало для местных некоторую автономность бытия, в том числе в этно-культурном отношении.

Текст и карта: Василий Малышев. Кохма. 2021.
Под редакцией Merjamaa  2021.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3512 | Добавил: merjanyn | Теги: Галич Мерьский, меря, XV век, меряне, ярославль, казань, кострома, Великое княжество Московское, марийцы | Рейтинг: 4.8/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика